В результате в 142 нормативных правовых актах и проектах нормативных актов (1 пол. 2010 - 59), в т.ч. в 35 противоречащем закону (1 пол. 2010 - 11), установлено наличие 194 коррупциогенных факторов (1 пол. 2010 - 84).

 

 

Наибольшее число коррупциогенных факторов (123) выявлено в актах, изданных представительными и исполнительными органами местного самоуправления, и 12 проектах таких актов. Коррупциогенные факторы выявлены также в одном областном законе, в 2 постановлениях Администрации Смоленской области и 3 проектах этих постановлений.

В целях их исключения, а также приведения названных актов в соответствие федеральному законодательству, принесены 28 протестов (1 пол. 2010 - 9), внесено 1 представление (1 пол. 2010 - 0), 97 требований об изменении актов в целях исключения выявленных коррупциогенных факторов (1 пол. 2010 -46), в органы государственной власти и местного самоуправления направлены 16 информации (1 пол. 2010 - 3).

В результате реализации прокурорами указанных мер на конец отчетного периода коррупциогенные факторы исключены из 104 нормативных правовых актов и проектов актов при их рассмотрении и принятии либо в результате отказа от их принятия. Вопросы исключения коррупциогенных факторов из остальных нормативных правовых актов (проектов) находятся в стадии разрешения.

Случаев наступления негативных последствий в результате применения коррупциогенных норм не установлено.

Фактов обжалования действий прокурора, внесшего требование об изменении нормативного правового акта в целях устранения выявленного коррупциогенного фактора, не удовлетворения требования прокурора не имеется.

Наибольшее количество коррупциогенных факторов выявлено в актах, изданных по вопросам о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина. Прокурорами выявлено 57 таких актов, в том числе 15 противоречащих закону, в которых содержалось 75 коррупциогенных факторов, а также 6 проектов этих актов, содержащих 11 коррупциогенных факторов.

В истекшем периоде, как и ранее, прокурорами выявляется значительное количество НПА, содержащих коррупциогенные факторы, изданных в сферах регулирования законодательства о государственной и муниципальной службе, о государственной и муниципальной собственности. Отдельные коррупциогенные факторы выявлялись в актах, изданных в сфере налогового, градостроительного, лесного законодательства, а также законодательства о бюджете, землепользовании.

Анализ результатов антикоррупционной экспертизы свидетельствует о том, что наиболее часто в нормативных актах выявляются факторы, связанные с установлением неопределенных, трудновыполнимых и (или) обременительных требований к гражданам и организациям, и факторы, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.

Так, экспертизой нормативных правовых актов органов местного самоуправления области, определяющих порядок проведения конкурсов на замещение должностей муниципальной службы, в т.ч. должности главы администрации муниципального образования, установлено наличие в них норм, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, а также содержащих неопределенные, трудновыполнимые и )или) обременительные требования к гражданам, и тем самым создающей условия для проявлений коррупции в связи с тем, что ими устанавливалось только право соответствующих должностных лиц объявить конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы. Таким образом, создавались условия, при которых в каждом случае возникновения вакансии решения о возможности ее замещения в конкурсном порядке, а также об определении конкретных категорий подлежащих замещению в конкурсном порядке должностей муниципальной службы, вышеуказанными должностными лицами принимались самостоятельно и произвольно.

Аналогичные недостатки содержались в нормах, которыми устанавливалось право конкурсной комиссии перенести сроки приема документов для участия в конкурсе, проведения собеседования, анкетирования или тестирования? по вопросам, связанным с трудовой деятельностью по должности, на которую объявлен конкурс, а также право соответственно Главы города Смоленска и Главы Администрации города Смоленска в случае не выявления по результатам конкурса победителя принять решение о проведении повторного конкурса

При наличии личной заинтересованности это ведет к возникновению условий для коррупционных проявлений и является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, предусмотренным ст. 1 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".

Кроме того, в данных актах прокурорами выявлялись нормы оценочного характера с неясным, неопределенным содержанием, наличие которых позволяет должностным лицам органов местного самоуправления при их применении давать субъективную оценку различным предметам и обстоятельствам, в т.ч. оформленным документам, причинам непредставления или неполного представления документов, а также обстоятельствам, при которых должно проводиться собеседование, анкетирование или тестирование, и тем самым обуславливает произвольное применение его норм, в том числе связанное с коррупционными проявлениями

В целях устранения коррупциогенности таких нормативных актов, прокурором области, прокурорами Духовщинского, Кардымовского, Смоленского и других районов области в органы местного самоуправления вносились требования об изменении таких актов. По результатам вмешательства прокуроров коррупциогенные факторы исключены.


Возврат к списку


Прокурор области
старший советник юстиции
Карапетян Сергей Эдуардович

© 2012-2020 Прокуратура Смоленской области

 


Яндекс.Метрика